Цифровое насилие кажется чем-то далёким и нереальным, ведь его не видно «по ту сторону экрана». Но это проблема, которая всё чаще касается каждого из нас. Недавно в Тирасполе прошла рабочая встреча, на которой обсуждалось, что происходит в этой сфере и какие угрозы уже сегодня влияют на людей.
Организатором выступил центр «Женские инициативы». Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко Алла Оставная в этом году провела фокус-группу – мини-исследование о том, что специалисты, работающие в социальной сфере, знают о цифровом насилии, и представила его результаты. Они дали много пищи для размышлений.
Лишь видимая часть айсберга
Первое, что бросается в глаза, — знаний о цифровом насилии очень мало. Многие участники определяли его лишь в самых общих чертах: как вред или принуждение через интернет. Подробных представлений о масштабах и формах насилия у большинства не оказалось.
Ещё одна важная тема — это отношение к пострадавшим. Виктимблейминг («обвинение жертвы») по-прежнему часто встречается. Сегодня, в ответ на совершенное правонарушение, часто можно услышать слова вроде: «сама виновата», «кто ее заставлял?». Это говорит о том, что в обществе всё ещё сильны стереотипы, мешающие реально поддерживать тех, кто оказался в сложной ситуации.
Доступные знания – для всех
Исследование также показало разницу между городом и селом. В сельской местности уровень цифровых рисков ниже, потому что не у всех есть постоянный доступ к интернету и гаджетам. Но в то же время там ограничен доступ к помощи и информации, а люди с низким уровнем образования становятся особенно уязвимыми.
Отдельный акцент можно сделать на просвещении. В Приднестровье уже запускали кампании против телефонного мошенничества, и это дало результат. Но вот системных инициатив по профилактике цифрового насилия пока не хватает, следует из результатов фокус-группы. Ни образование, ни СМИ пока не предлагают полноценные программы, которые помогли бы людям распознавать риски и защищать себя.
«Невидимые» случаи
Разные формы насилия воспринимаются обществом неравнозначно. Если физическое или сексуальное насилие почти всегда признаётся серьезной проблемой, то психологическое, экономическое и цифровое часто недооцениваются. Из-за этого пострадавшие получают меньше поддержки, а сами случаи могут оставаться «невидимыми».
Риски, о которых говорили участники, очень разные. Это и вовлечение подростков в противоправные действия, и ухудшение психического здоровья (стресс, депрессия, мысли о суициде), и социальная изоляция, и даже разрушение семейных отношений. Описаны случаи, когда, после недостоверной информации об интимных связях человека, опубликованной в одном из местных пабликов, пара приняла решение подать на развод. Можно предположить, что подобные случаи не единичны, потому что регулировать онлайн-пространство довольно сложно.
При этом чаще всего жертвами становятся женщины. На встрече обсуждали случаи кибербуллинга, доксинга, газлайтинга в онлайн-среде, а также цифровой слежки и контроля. Но пока общество не всегда готово быстро реагировать на такие ситуации.
Только начало пути
В Приднестровье уже сделаны первые шаги: нормативно-правовая база была дополнена положениями, касающимися цифровых угроз, касающихся бытовой сферы, отметили юристы на рабочей встрече. Они могут быть применимы и в сфере, когда супруг оказывает цифровое давление (шантаж, контроль) на супругу, партнер — на партнершу, или наоборот. Это важный сигнал, но такие изменения должны сопровождаться просвещением, профилактикой и практическими механизмами поддержки пострадавших.
Что делать дальше? В «Женских инициативах» уверены: нужна системная профилактика. Не только советы уровня «ставьте сложные пароли» или «не выкладывайте интимные фото», но и серьёзные просветительские кампании в сотрудничестве с местными органами власти, участие специалистов, психологов, юристов. Параллельно важно развивать личную ответственность за кибергигиену, но не сводить всю проблему только к этому. Онлайн-пространство развивается намного быстрее, чем нам кажется, и угрозой является не ChatGPT или дипфейк, а человек, который может использовать эти инструменты. Реальность такова, что защищать себя от этих угроз стоит не меньше, чем в офлайн-жизни.